История, традиции, достижения гимназии

Как центр губернии, Могилев в соответствии со школьной реформой 1803–1828 годов получил право на открытие гимназии. Могилевская мужская гимназия внесла значительный вклад в просвещение жителей Могилевской губернии. Учащиеся этого учебного заведения становились знаменитыми учеными, врачами, писателями, путешественниками и руководителями различных рангов. Гимназия действует и сегодня. С 1919 по 1991 год – общеобразовательная школа, а с 1991 года она вновь получила статус гимназии.

Могилевское Главное народное училище, которое действовало еще с 1789 года, было торжественно преобразовано в Могилевскую губернскую трехклассную мужскую гимназию 15 сентября 1809 года. Официальная церемония преобразования состоялась в день коронации императора Александра I, поэтому гимназию называли Александровской. Полный вариант официального названия гимназии в начале XX века звучал так: «Могилевская мужская Императора Александра I Благословенного гимназия». Она входила в состав Виленского учебного округа.

Первым директором Могилевской гимназии стал известный своими просветительскими идеями С. В. Цветковский, занимавший этот пост до 1815 года. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор (1828) – помощник директора по учебной и воспитательной части. В 20–40–е годы XIX века директорами гимназии были И. А. Гаретовский, И. Я. Ветринский. Гимназию возглавляли, как правило, не местные уроженцы, а выходцы из самых разных городов Российской империи, что объясняется политикой русификации, проводимой царскими властями в Северо–Западном крае. Так, в 1861 году директором Могилевской гимназии был назначен бывший учитель Архангельской гимназии П.Н. Яниш, которого в 1862 году перевели в Кронштадт. Его преемником стал бывший учитель Вологодской гимназии А. И. Глушицкий.

В штат гимназии по Уставу 1804 года входило 8 преподавателей: учитель математики и физики; учитель истории, географии и статистики; учитель философии, изящных наук и политэкономии; учитель естественной истории, основ коммерции и технологии; учитель латинского языка; учитель немецкого языка; учитель французского языка; учитель рисования. Учителя наук назывались старшими, учителя языков и рисования – младшими. Преподавателей танцев, гимнастики и музыки могли приглашать по желанию и за счет учеников.

В начале своей деятельности гимназия имела три, а затем четыре класса. В ней преподавались такие предметы, как Закон Божий, логика и русская словесность, русская грамматика, география, история, физика, латинский, немецкий, французский и польский языки, чистописание, рисование. В 1830 году был открыт пятый, в 1831 году – шестой, а в 1832 году – седьмой классы.

Для составления списка учебных пособий в 1803 году при главном правлении училищ был учрежден комитет, самыми деятельными членами которого были Фус, Румовский и ОзерецковскийВ марте 1805 года были одобрены и опубликованы в газетах программы гимназий с указанием рекомендованных книг. В журнале «Народное образование Виленского учебного округа» ежегодно печатался список литературы и пособий. В 1839 году в библиотеке насчитывалось уже 4327 книг. Языком обучения в гимназии до 1836 года в основном был польский. На нем преподавались математика, физика и философия. Историю, географию и естественную историю изучали на русском языке. В 1836 году обучение было переведено на русский язык.

Первый выпуск гимназистов состоялся в 1814 году. Полный курс окончил один ученик – Яков Бышевский, в следующем 1815 году – два ученика, один из них – Кондрат Грума (Грум–Гржимайло Кондрат Иванович) – писатель, доктор медицины, хирург, издатель медицинской газеты «Друг здоровья», автор ряда книг по уходу за здоровьем ребенка. Родному городу он посвятил книгу «Физиология поэзии и счастья». В 1833 году состоялся первый выпуск полной семиклассной гимназии. В начале 30–х годов возрастает число учащихся. В 1836 году обучалось 292 гимназиста, в 1846 году – 462.

В 1849 году в гимназии было введено два разряда. В первом разряде учащиеся готовились к гражданской службе, для чего был введен курс законоведения, при успешной сдаче экзамена гимназистам присваивался 14–й чин. Второй разряд готовил для поступления в университеты, было увеличено количество часов латинского языка. С ростом числа учащихся увеличился и состав педагогического коллектива до 22 человек. Кроме директора и инспектора, в гимназии было четыре помощника классных наставников (надзиратели), врач, делопроизводитель, учитель пения и учитель гимнастики. Жалованье в 40–50–е годы составляло: у директора – от 1000 до 2000 рублей; учителя наук – 550–750, учителя языков – 400 и учителя рисования – 300 рублей. Расход гимназии (5650–6650 рублей) пополнялся из средств приказов общественного призрения и взносов из казны.

В гимназии был образован педагогический совет, где обсуждалось состояние преподавания и дисциплина учащихся.

В январе 1829 года гимназия была передана в Белорусский учебный округ. В связи с нарастанием революционного движения были введены новые, более строгие правила надзора за учащимися. Они требовали «всестороннего и постоянного наблюдения за жизнью учеников». Гимназия сама дополняла эти правила. Город был разделен на части, надзор за каждой частью был поручен тому или иному учителю. В Могилевской гимназии соблюдались строгие, даже суровые правила поведения учащихся. С 1832 года из лучших учащихся в каждом классе стали избирать старшину, который строго следил за посещаемостью, подготовкой к урокам и дисциплиной.

В течение 25 лет, с 1838 по 1863 год, при гимназии существовал «Благородный пансион» – дворянское воспитательное заведение закрытого типа – на средства местного приказа общественного призрения. На устройство пансиона было отпущено 20 000 рублей. Дворянство пожертвовало сумму по 1/4 копейки с души на окончание строительства каменного. В 1860 году в гимназии были открыты таксаторские классы по подготовке землемеров.

Подавляющее большинство учащихся было выходцами из привилегированных сословий. Этому способствовало и введение в 1831 году платы за обучение. Она составляла 40 и более рублей в год (в 1909 году – 70 рублей в год). Наиболее успешные ученики от платы освобождались. Бесплатно в гимназии учились дети потомственных военных и почетных граждан города. Дети, чьи родители окончили гимназию, имели право на поступление в нее вне конкурса. Беднейшим ученикам и отличникам учебы в гимназии оказывалась материальная помощь: они без оплаты размещались на квартирах, им присуждались стипендии на проценты с пожертвований частных лиц и обществ.

Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Прием учеников в первый класс проводился в мае, а во все прочие – в августе. В каждом классе полагалось не более 40 воспитанников. Уроки делились на дообеденные и послеобеденные. В каждом классе было 24–30 обязательных уроков в неделю (в зависимости от класса). Продолжительность уроков в гимназии составляла 1 час. Уроки начинались в 8:30 общей молитвой и заканчивались в 13:00 (4 урока) или 14:45 (5 уроков). Устанавливались перемены: три по 15 минут и одна получасовая. Учеба была напряженной. Учителя сначала спрашивали пройденный материал, а потом объясняли новый. Оценивались ученики словесными отзывами: «весьма хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «посредственно», «плохо».

Поощрялось качество успеваемости учащихся: отличников награждали похвальными билетами и книгами, присуждали различные стипендии, а их имена заносились на «красную» и «золотую» доски. Имена же самых нерадивых учеников помещались на «черные доски». Для отстающих учеников проводились дополнительные воскресные занятия.

На первом этаже главного корпуса в начале XX века размещались шесть классных комнат, приемная, учительская, канцелярия, кабинет директора, кабинет физики и естественных наук, архив, гардероб и буфет. На втором этаже находились семь классных комнат, церковь св. Александра Невского, актовый зал, фундаментальная и ученическая библиотеки. Общий книжный фонд составлял к 1909 году 4354 названия в 13 604 томах на русском, польском, латинском, немецком и французском языках; среди них имелись даже раритеты XV–XVII веков. Впоследствии это собрание фрагментарно влилось в фонды нынешней областной библиотеки и библиотеки Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова.

В гимназии нередко училось несколько поколений одной семьи, начиная с прапрадедушек. Например, Саратовские– Бако–Саульские–Панулины–Корзун. Многие учителя совмещали свою основную работу с научной деятельностью, были одними из первых исследователей Могилевщины (Н. М. Арнольд, Ф. В. Беллевич, Н. В. Довнар, М.В. Фурсов). В гимназии были организованы астрономические наблюдения с помощью телескопа, подаренного выпускником 1868 года, впоследствии ректором Казанского университета Д.И. Дубяго. При Могилевской гимназии существовала метеорологическая станция. По установленному порядку, наблюдения производились учениками старших классов по выбору и под руководством преподавателей физики. Метеорологические таблицы, по мере их составления, отсылались в главную физическую обсерваторию.

Педагогическим коллективом Могилевской гимназии осуществлялся постоянный надзор за учениками. Вопросы поведения учащихся в быту, уважения к гимназической форме часто рассматривались на заседаниях собраний учащихся.

Руководство гимназии принимало меры по совершенствованию духовного и физического развития учащихся. Организовывались литературные чтения и беседы, написание сочинений, занятия хоровым пением и музыкой. Гимназический оркестр выступал на литературных вечерах, благотворительных концертах и пользовался большой популярностью в городе. Создал оркестр и руководил им в конце 1908 года преподаватель латинского языка Ю.Н.Дрейзин. Для учеников устраивались прогулки по городу, на гимназическом дворе они играли в крокет и городки, а зимой там заливался каток. В 1890 году обязательным предметом во всех классах стала гимнастика.

Учителя тщательно подбирались и, как правило, были высококвалифицированными специалистами. Достаточно упомянуть уроженца Волковысского повета издателя первого Могилевского журнала Ф. Орля–ОшмянцаВ 1817 году он был переведен из Орла в губернскую гимназию учителем латинской и польской словесности и издал первый белорусский русскоязычный журнал «Отечественный памятник», который в основном был посвящен пребыванию Императора Александра I в Могилеве. Разнообразными талантами обладали и другие преподаватели.

Первоначально Могилевская губернская гимназия располагалась в зданиях, мало приспособленных под учебные нужды. Во время Московской кампании 1812 года в здании гимназии располагался военный госпиталь.

С преобразованием гимназии по Уставу 1828 года попечителем учебного округа были возбуждены ходатайства перед военным министром о предоставлении гимназии здания Главной квартиры 1–й армии, переведенной в начале 1830 года в Киев. Военный министр по высочайшему повелению 8 июня 1830 года предоставил в собственность гимназии все здания Главной квартиры 1–й армии, состоявшей из двухэтажного каменного дома и девяти деревянных флигелей.

В конце лета 1830 года гимназия переселилась в здание Главной квартиры 1–й армии, которая находилась на лучшей городской улице, в центре города. Вместе с нею в этих же зданиях поместились уездное училище и ланкастерская школа. В 1877–1879 годах корпус гимназии был отчасти перестроен и стал напоминать в плане букву «Г». До наших дней сохранилось именно это здание по ул. Ленинской, 41, возведенное в стиле классицизма в самом начале XIX века. Обучение в этом здании велось свыше 150 лет – с 1830 по 1983 год. При гимназии имелись два обширных двора для занятий гимнастикой.

В 1909 году гимназия отмечала свое 100–летие. В дни празднования в ее адрес поступило более 150 поздравлений от бывших воспитанников гимназии: писателя, доктора медицины М. К. Чоловского, доктора русской словесности, профессора М. П. Созонова, заслуженного преподавателя Виленской гимназии Н. Крестинского, заслуженного профессора Петебургского университета сенатора И. Фойницкого, генерал–лейтенанта И. И. Дружина–Артемовича, доктора медицины Н. М. Стельмаховича и многих других выпускников.

В 1913 году в гимназии было 527 учащихся, из них 289 – дети дворян и чиновников, 56 – из духовного звания, 41 – крестьяне. В среднем ежегодно в конце XIX – начале XX веков гимназия выпускала 25 человек; иногда число выпускников превышало 30 и даже 40 человек (максимальный показатель зафиксирован в 1907 году – 47 человек).

Всего за столетие (1809–1909) Могилевскую гимназию окончили свыше 1600 человек.

С 1915 года в условиях военного времени, когда мужчины призывались в действующую армию, среди гимназических преподавателей впервые появились женщины. В феврале 1917 года из числа учащихся гимназии были созданы рабочие дружины для оказания помощи в посевной и уборке урожая жителям уезда. Была организована и пожарная дружина. Ученик гимназии Георгий Протасевич являлся членом уездной управы.

С историей Могилевской гимназии связана целая плеяда известных и достойнейших людей, внесших значительный вклад в развитие не только образования, но и науки того времени. Из стен гимназии вышли видные ученые, врачи, военные: Д. И. Дубяго – астроном, ректор Казанского университета; братья Гранаты – издатели энциклопедического словаря; И. П. Лазаревич – крупный ученый, профессор Харьковского университета; Е. В. Костенич достиг больших успехов в области офтальмологии. Именно он бесплатно лечил больных земляков, проводил хирургические операции. Когда «светилы медицины» отказали в лечении Д. И. Менделееву, и ему грозила слепота, именно Костенич сделал операцию и спас Менделееву зрение. Памятник Е. В. Костеничу установлен на его могиле в д. Красный Осовец Быховского района. В гимназии учился Отто Юльевич Шмидт – доктор наук, Герой Социалистического Труда.

Высшее наблюдение за школами принадлежало губернатору. Губернатор отбирал из духовных семинарий способных молодых людей и допускал их к учительской деятельности, заботился о материальном положении, снабжении книгами и другими учебными пособиями. Директор гимназии назначался губернатором и ежемесячно представлял отчеты и по необходимости просьбы по содержанию гимназии на его имя.

Для приучения учащихся к бережливости в 1900 году в гимназии была открыта сберегательная касса. В 1904 году учителям была введена годовая надбавка, за каждый дополнительный урок плата повышалась на 10 рублей в год, прослужившим учителям менее 10 лет прибавка к годовому окладу составляла 90 рублей, а от 10 до 15 лет – 120 и свыше 15 лет–150 рублей [89, с. 11]. В соответствии с декретом ВЦИК от 16 октября 1918 года гимназии упразднялись. Окончательная ликвидация Могилевской гимназии произошла в ноябре 1918 года, когда учащимся восьмого класса были досрочно выданы аттестаты зрелости. Исполняющим обязанности директора гимназии в то время являлся М. П. Созонов.

С 1 февраля 1919 года бывшая Могилевская губернская мужская гимназия имени императора Александра I стала называться «Могилевская советская школа № 1–5 второй ступени имени В. И. Ленина». Директором был назначен М. О. Рамзевич. Школа занимала помещение бывшей мужской гимназии по ул. Большой Садовой (впоследствии Ленинской).

Председателем Могилевского уездного учительского союза директору Могилевской мужской гимназии было выслано постановление Союза общего собрания учащих Могилевского уезда от 28 февраля 1918 года, в котором сообщалось о допущении учащихся на заседания педагогического совета. Учащиеся допускаются на заседания педагогического совета с правом совещательного голоса по вопросам: а) дисциплинарного характера (о поведении); б) о материальном обеспечении их (о предоставлении стипендий и освобождении от платы за обучение); в) о причинах неуспешного учения учащихся.

Выбор представителей от учащихся предоставляется Союзу учащихся каждого учебного заведения, а число представителей определяет педагогический совет. Исполнение этого постановления Союз признал обязательным для всех средних учебных заведений Могилева. По конкурсу принимались на работу учителя. Из учебных планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно–политических дисциплин, усилено преподавание наук о природе, вводилось участие школьников в общественно полезном труде.

Председателем Учительского союза был Василий Павлович Левитский, учитель пения. Из учебных планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно–политических дисциплин, усилено преподавание наук о природе. Школьники активно привлекались к общественно полезному труду.

С 1 сентября 1921 года школа № 1–5 второй ступени стала называться «Могилевская №3 советская трудовая школа II ступени имени В. И. Ленина». В течение двух десятилетий, сохраняя свое название, школа несколько раз меняла профиль: до 1926 года она была русской, с 1926 года по 1938 год – еврейской, в 1938–1941 годах – белорусской, но с русским языком обучения. Срок обучения до 1928 года составлял 7 лет, с 1928 по 1931 – 4 года, с 1931 по 1934 год снова 7 лет. В 1934 году произошло слияние Могилевских школ № 12 и № 3, и школа № 3 стала десятилетней. Тогда она официально называлась «Еврейская средняя школа № 3 им. В. И. Ленина». Директором школы с 1936 по 1941 год был М. И. ГельфандВ 1930–е годы школа была с педагогическим уклоном. В довоенные годы педагогический коллектив СШ № 3 состоял из грамотных и талантливых учителей, пользовавшихся уважением своих учеников.

Многие учителя жили в старинных флигелях, которые располагались на школьном дворе, на месте нынешнего нового корпуса гимназии. Некоторые учителя довоенного периода были выпускниками Могилевской мужской гимназии или работали в ней до революции.

При СШ № 3 в 1920–1930–х годах работали кружки различного профиля: математический, рукоделия, шахматно–шашечный, хоровой, исторический, драматический, фотокружок, авиамодельный, которые посещали ученики и из других школ. Следует также отметить, что в 20–е годы школа № 3 была единственной школой в Могилеве, в которой имелся собственный оборудованный спортивный зал и плац с футбольным полем (унаследованы от мужской гимназии). Все спортивные соревнования среди школ города проходили во дворе СШ № 3.

В 1938 году средняя школа № 3 была преобразована в белорусскую среднюю школу № 3 им. Ленина, но преподавание в ней велось на русском языке. В школе увеличивается количество учащихся, улучшается качество знаний. В 1939/40 учебном году в школе было 750 учеников, из них отличников – 44; успеваемость составляла 80%. Количество выпускников в предвоенные годы было небольшим. В 1938 году десятый класс окончило 11 человек, в 1939 году – 23, в 1940 году – 20, в 1941 году – 23. На начало 1940/41 учебного года в школе обучалось 717 человек.

Середина 1930–х годов стала едва ли не самым трудным временем для школы № 3. Успеваемость учеников, по сравнению с другими проверяемыми городским отделом образования школами, была значительно ниже. Учеба не имела популярности среди большинства еврейского населения, так как была совершенно очевидна бесперспективность получения образования на языке идиш, поскольку он фактически не использовался в государственной сфере. Уменьшилось финансирование, снабжение учебниками, пособиями, лучшие учителя стали переходить в другие школы.

Преподаватели и ученики СШ № 3 вместе со всеми разделили все тяготы военного лихолетья: пережили ужасы оккупации, сражались с врагом в подполье и партизанских отрядах, воевали в рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Уже в июле 1941 года в рядах защитников Могилева были выпускники бывшей мужской гимназии и школы № 3.

Свою работу школа продолжала и в самый сложный период, в годы Великой Отечественной войны. С 15 ноября 1941 года по разрешению германских властей в Могилеве начали функционировать несколько общеобразовательных школ. В условиях оккупации большая часть советских учителей была вынуждена работать в школе, чтобы обеспечить себе минимальные условия жизни. Третья школа в 1941–1943 годах была русской с семилетним сроком обучения и называлась «Народная школа № 3». Она размещалась в нынешнем здании СШ № 16, т.к. прежнее ее здание было занято под казарму немецкими войсками, затем – под пересылочный пункт. По состоянию на июнь 1943 года в «Народной школе № 3» значилось 40 учителей со средним стажем работы 20–25 лет, у некоторых засвидетельствован стаж 40 и даже 50 лет.

Для изучения в начальной школе (1–4 классы) были утверждены следующие предметы: русский язык, математика, родиноведение, география, биология, пение, рисование, физические упражнения, садоводство и ремесла. В 5–7–х классах изучались русский язык и литература, белорусский язык и литература, немецкий язык, математика, естествознание, география, физика, химия и черчение.

На начало 1942/43 учебного года в школе насчитывалось 1336 учащихся, что в несколько раз превышало количество учащихся в других школах (ученики школы № 3 составляли треть всех школьников города). К концу учебного года в школе осталось 315 учеников. Допущено к испытаниям 297 учеников, переведено в следующий класс – 44, выпущено из школы – 169. Количество учеников постоянно уменьшалось из–за тяжелых условий жизни в оккупированном Могилеве.

Подлинно трагическая страница истории школы № 3 связана с Холокостом. Очень многие евреи, учителя и ученики, были помещены в гетто, а затем убиты. Так, бывшего директора Б.Я.Ремеза зверски замучили еще до отправки к месту казни. Учителя еврейского языка М.Л.Позина расстреляли вместе с женой и внуками. Погибли учителя математики С.П.ХавкинП.А. Финкельштейн, учитель труда Б.Б.Эндельнанд, учительница начальных классов Б.Т.Черняк и многие другие.

В годы оккупации в Могилеве действовали подпольные патриотические группы, в которые входили учителя. В городе действовало также несколько подпольных групп учителей, в том числе и в школе № 3 во главе с А.П. Заустинским. Бесстрашные учителя передавали задания другим подпольным группам, доставляли сведения, листовки, взрывчатку, документы.

В мае–июне 1943 года начались повальные аресты гестапо членов Могилевского подполья. Был арестован.

Однако и после ареста подпольщиков школы № 3 работа подполья не прекратилась. До прихода частей Красной Армии связь с партизанами продолжал поддерживать директор школы П. С. Конюхов.

На фронтах войны сражались выпускники СШ № 3 разных лет. Известный белорусский художник П.В. Маслеников прошел войну с первого до последнего дня; писатель П. С. Кобзаревский находился в рядах защитников блокадного Ленинграда.

Воевал и сумел уцелеть бывший директор СШ № 3 М.И.Гельфанд. После гибели сына на фронте и всей семьи в гетто из–за душевных он травм не смог вернуться в Могилев и до самой смерти жил в городе Дзержинске Минской области.

Война забрала жизни большинства выпускников СШ № 3 1938–1941 годов. Так, в 1938 году школу окончили 11 человек, из них погибли 10. Из 23 выпускников 1941 года осталось в живых только 10 человек.

Ученики, которые посещали школу в годы Великой Отечественной войны, после ее окончания столкнулись с неожиданными трудностями. Им пришлось повторно учиться в тех классах, в которых они учились во время оккупации. Этим детям было запрещено поступать в престижные вузы страны, прежде всего военные.

Особенно стоит отметить подвиг учителей школы. Они не только продолжали учить детей, но и стали в ряды подпольщиков и, рискуя своей жизнью, вели борьбу с оккупантами. Однако после окончания войны те, кто сумел выжить, столкнулись с несправедливым отношением государства. В них пытались видеть пособников фашизма, их обвиняли в предательстве и сотрудничестве с оккупантами. Учителям, работавшим в школе в период оккупации, отказали в ходатайстве засчитать эти годы в трудовой стаж. Многих учителей впоследствии репрессировали либо ограничили в правах. Лишь в 1989–1991 годах произошла их долгожданная реабилитация.

После войны школа продолжила свою работу. С 1944 по 1956 год она имела статус мужской общеобразовательной средней школы. В этот период в школе работали Т. А. Лазарева, П. X. Башаримов, Д. Ф. Селюков, К. В. Гусаревич, Н. М. Ясевич, Р. И. Якубович, К. В. Степанова, С. А. Гуревич, С. П. Малышева, 3. И. Трусова, В. К. Гусаревич, К. М. Яцевич, Н. А. Федосенко, Н. В. Панцевич, М. Ф. Романова, В.И. Острикова, И. А. Гуревич, А. Е. Златкина, М. А. Лазарева, 3. К. Соболева, 3. Л. Найштат, Э. П. Контровская, В. Н. Голуб, Р. М. Шевцова, Л. М. Масленченко, Ф. И. Федосенко, Н. Д. Мороз, Ф. К. Белоус, 3. М. Соколова, К. А. Столяр, Л. Р. Вайнер, К. Н. Переверзева, В. А. Хмельницкий, В. П. Ве – решня, В. Д. Литманович, В. Ф. Попова, А. Ф. Соболевская, А. С. Сороко, Л. К. Стесева, 3. Г. Гулешова, Е. Г. Симхович, М. П. Лятецкая, К. Д. Жбанков, Г. И. Шишова, В. Ф. Прокулевич, К. Т. Кадышева, В. Ф. Козлова, Т. Я. Теплицкая.

В годы войны здание школы было полуразрушено, а школьное имущество сожжено. Все же 1 сентября 1944 года занятия начались. Учащиеся и учителя заготавливали дрова, мастерили школьные доски и парты, восстанавливали классные кабинеты.

В акте проверки школы отделом образования Могилевского облисполкома (1947) говорилось, что «Могилевская мужская русская средняя школа № 3» по состоянию на 1 февраля 1947 года насчитывала 1250 человек учащихся с наличием 34 параллельных и основных классов.

Школа находилась в двухэтажном каменном здании, состоящем из 17 классных комнат, учительской, директорской, библиотеки, буфета, зала для физкультурных занятий и клуба, который не эксплуатировался вследствие образовавшейся в стене трещины и возможной аварии.

К учебному году школа в основном подготовилась хорошо. Своевременно исправлены печи, остеклено большое количество окон, в большинстве классов вставлены двойные рамы. Кроме того, школа была обеспечена в достаточном количестве классной мебелью. Однако необходимо отметить, что значительная часть скамеек и классных досок сделаны примитивно и в будущем требовали обязательной замены.

По состоянию на 08.02.1947 г. школа имела в наличии 100 куб. метров дров и была полностью обеспечена на весь отопительный сезон. Обеспеченность учащихся учебниками и письменными принадлежностями также оценивалась как вполне удовлетворительная.

К началу 1949 года было укомплектовано 34 класса с общим количеством учащихся 1216 человек. К 1949 году школьное здание было полностью отремонтировано. Заработал школьный радиоузел, через который передавалась информация о работе школы, пионерской и комсомольской организаций, об успеваемости и поведении учащихся. В школе действовали три литературных кружка, два географических, драматический, стрелковый кружок, выпускалась общешкольная газета. Заметки, помещенные в газетах, в основном были направлены на борьбу за улучшение дисциплины в школе и повышение качества знаний учащихся. Было организовано производственное обучение. Учащиеся дополнительно получали профессии водителя, швеи, токаря.

С 1956 года в школе началось совместное обучение мальчиков и девочек.

В конце 60–х годов были открыты классы с углубленным изучением немецкого, английского языков. Школа была оборудована лингафонными кабинетами, библиотека пополнилась книгами на английском языке. Были созданы необходимые условия для успешного обучения учащихся иностранным языкам.

В 1963 году было построено новое школьное здание, а в 1983 году к нему был достроен еще один корпус.

В 70–80–е годы в школе работал клуб интернациональной дружбы, выпускалась школьная газета и ставились спектакли на английском языке.

В 80–е годы в школе, кроме классов с углубленным изучением иностранных языков, были открыты профильные классы и по другим предметам. Решением Могилевского областного исполнительного комитета в 1991 году школе спустя 73 года был вновь присвоен статус гимназии. Были открыты профильные классы, классы с углубленным изучением иностранных языков, русского языка, математики и других предметов.

Сегодня гимназия – одно из лучших учреждений в системе образования Могилева. В ней работают высококвалифицированные педагоги: более 60% коллектива имеют высшую и первую квалификационные категории. Здесь созданы все условия для развития творческого, интеллектуального потенциала учеников, усвоения ими ценностей культурного и исторического наследия белорусского народа, подготовки наиболее способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Одной из задач гимназии является создание единого информационного пространства в образовательном учреждении. С этой целью создан сайт гимназии, который рассматривается как одно из современных средств телекоммуникационного общения учащихся, родителей и педагогов. С появлением сайта гимназия обрела возможность для общения всех участников образовательного процесса: педагогов, гимназистов, родителей. Это дало дополнительные возможности для изменения привычного учебного процесса. Сайт предоставляет педагогическому коллективу возможность информировать различные заинтересованные категории пользователей об особенностях своей деятельности с целью привлечения общественности, в том числе и к решению внутренних задач и проблем. Планируется, что сайт должен стать не просто визитной карточкой данного учреждения, но и мощным инструментом образовательного процесса.

В настоящее время гимназия размещается в благоустроенном трехэтажном здании. Предметные кабинеты оснащены современным оборудованием. Имеется библиотека, два спортивных зала, два современных компьютерных класса, подключенных к локальной информационной сети и к глобальной сети Интернет с широкополосным доступом. Более 97% учащихся охвачено различными видами факультативных занятий. В гимназии работает 11 кружков и 6 спортивных секций. Учащиеся принимают участие в международных конференциях, интеллектуальных конкурсах и викторинах, Интернет–олимпиадах, создают Интернет–проекты. Кроме того, гимназия сотрудничает с музеями, библиотеками и культурными центрами города, а также с высшими учебными заведениями города и республики.

Выпускниками гимназии являются: Игорь Шкляревский – поэт, лауреат Государственной премии СССР; Михаил Веллер – популярный писатель; Валерий Васильевич Лощинин – первый заместитель министра иностранных дел России; Павел Васильевич Маслеников – народный художник БССР; Евгений Павлович Кудряшов выпускник СШ № 3 1947 года, заслуженный работник высшей школы БССР, отличник просвещения БССР и СССР, ректор (1971 – 1994) Могилевского государственного педагогического института им. А. А. Кулешова, Вольф Соломонович Мерлин – известный психолог, профессор; Валерий Николаевич Раевский – до недавнего времени главный режиссер театра им. Я. Купалы, заслуженный деятель искусств РБ, награжден орденом Ф. Скорины; Олег Иванович Шкляревский – кинорежиссер, лауреат Государственной премии БССР; Красильникова Виктория Леонидовна – профессор, врач–офтальмолог; Семен Леонидович Халипский – заслуженный тренер СССР по баскетболу; Руслан Леонидович Шарапов – заслуженный мастер спорта РБ по борьбе дзюдо и самбо, неоднократный чемпион мира и Европы. Всех известных учеников старейшего в области учебного заведения сложно перечислить в одном издании.