Экстренная методическая помощь

 

Необходимо ли учащимся выполнять контрольную работу в иной срок, если они отсутствовали на занятии во время ее проведения по установленному графику?

Ответ: В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 "Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования" в п. 14 определен порядок проведения промежуточной аттестации по наличию не менее трех отметок, в том числе не менее одной за выполнение учащимися заданий в письменной или практической форме. В связи с этим выполнение контрольной работы в иной срок не требуется.

В новом издании от 07.07.2022г. "Методических рекомендациях по формированию культуры культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" прописано, что контрольная работа должна быть с дополнительным заданием. Скажите, пожалуйста, каков принцип отличия контрольного диктанта с дополнительным заданием от ранее прописанного - контрольного диктанта с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.

Уважаемые коллеги! Да, в прошлом документе "Методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" одним из видов обязательных контрольных работ по русскому и белорусскому языкам был контрольный диктант с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования. Грамматические задания обеспечивали контроль сформированности грамматических навыков, освоенных учащимися на занятиях по русскому и белорусскому языках.

В новом документе, в приложении 3, в качестве контрольной работы по русскому и белорусскому языкам предложен контрольный диктант с дополнительным заданием.

Контрольный диктант с дополнительным заданием - комплексная работа, состоящая из диктанта и трех дополнительных заданий.В дополнительное задание контрольной работы можно включить материал, позволяющий проверить не только грамматические , но и фонетические, лексические и орфоэпические умения и навыки на соответствие требованиям учебных программ к результатам учебной деятельности по русскому и белорусскому языкам.

Дополнительное задание предлагается составлять из трех частей. Учитель выбирает дополнительное задание с учетом уровня предшествующей подготовки своего класса: задания по содержанию, форме, количеству слов должны в полной мере соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Как правильно написать название учреждения образования при оформлении обложки рабочей тетради по иностранному языку?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Костянко Александра Борисовна.

Согласно "Методическим рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования", на обложке тетради записывается сокращенное название учреждение образования в соответствии с уставом этого учреждения образования. Допускается записывать название ГУО в 2 строки (Глава 4, пп. 17,18). Примеры оформления обложки тетради приведены в приложении 1 "Методических рекомендаций..." на с.16.

Для учащихся каких классов могут быть организованы факультативные занятия в субботу?

Отвечает начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пикулик Валентина Владимировна.

Согласно приказу №21 от 19.01.2017 «О совершенствовании организации шестого школьного дня» в субботу могут быть организованы факультативные занятия для учащихся 9-11 классов.

Какова должна быть примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования в шестой школьный день?

Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – не более 4-х часов.

Как должна оплачиваться работа педагогов в шестой школьный день?

Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой.

Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в 6-й школьный день, производится за счет часов организационно-воспитательной работы. Помимо этого, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.

Является ли для обучающихся посещение мероприятий шестого школьного дня добровольным?

Да, посещение обучающимися мероприятий шестого школьного дня является добровольным. Школа не должна препятствовать посещению в субботний день обучающимися учреждений общего среднего образования занятий в спортивных секциях, объединениях по интересам и творческих коллективах учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальных учебно-спортивных учреждений, учреждений культуры, а также иных социокультурных учреждений и организаций.

Можно ли в шестой школьный день организовывать общественно полезный труд учащихся?

Шестой школьный день — благоприятное время для организации общественно полезного труда учащихся, волонтерской деятельности во взаимодействии с ОО «БРСМ», ОО «БРПО» (субботники, трудовые акции, благотворительные трудовые марафоны, акции по сбору вторсырья, оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе). На Интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы» размещены рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования.

Рекомендуется ли проведение в субботу туристско-экскурсионной работы?

В шестой школьный день рекомендуется проведение туристско-экскурсионной работы, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся. В целях совершенствования туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися, активизации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования Министерством образования Республики Беларусь разработан перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на Интернет-портале Министерства образования в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы».

Как организовать работу с родителями в шестой школьный день?

Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями. В шестой школьный день рекомендуется проведение «Родительских университетов», консультирования родителей по вопросам обучения учителями-предметниками и др. Материалы для работы с родителями размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». Следует проводить работу по вовлечению родительской общественности в организацию шестого школьного дня: более широко привлекать родителей к работе объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных мероприятий воспитательной направленности.

Обязательно ли присутствие в учреждении образования всех учителей-предметников в шестой школьный день?

Никаких существенных изменений в работе педагогов не произойдет. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогических работников рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя.

Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.

В субботу работают учителя-предметники, которые проводят консультации, факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, различные мероприятия в соответствии с планом работы учреждения образования, расписанием занятий, графиком консультаций в этот день. На сайте учреждения образования, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.

Каковы примерные формы работы учителей-предметников с обучающимися в шестой школьный день?

Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих — для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабоуспевающих.

В широком спектре рекомендуемых мероприятий в субботний день — предоставление образовательных услуг учителями начальной школы, в том числе на платной основе, по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. Примерные формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». В этой рубрике также размещены: опыт работы учреждений образования, учителей-методистов, инновационные проекты, успешно реализуемые в шестой школьный день, а также адреса сайтов, к которым могут обратиться при проведении консультаций учителя-предметники.

Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в школе с целью ознакомления образовательного и воспитательного процесса? Какие документы разрешают либо запрещают посещение?

Порядок ознакомления с организацией образовательного процесса законными представителями учащихся разрабатывается и фиксируется в локальных документах учреждений образования.

Можно ли внеклассное чтение учащихся I класса рассматривать в качестве обязательного домашнего задания?

Раздел «Внеклассное чтение» является составной частью учебной программы «Обучение грамоте» для I класса учреждений общего среднего образования. Уроки внеклассного чтения в I классе проводятся один раз в 2 недели, занимая вторую часть урока чтения. Если прослушанные в классе произведения вызвали интерес, учитель рекомендует родителям книги соответствующей тематики для самостоятельного чтения учащихся, умеющих читать, или совместного семейного чтения взрослого и ребёнка, который сам ещё не умеет читать или читает слова только с изученными буквами.

Организация внеклассного чтения учащихся не рассматривается как обязательное ежедневное домашнее задание и носит рекомендательный характер с целью оказания помощи в выборе книг определённой тематики для совместного семейного чтения родителей и детей.

Какие домашние задания предусмотрены по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»?

Содержание домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должно соответствовать требованиям учебных программ. Домашние задания по своей направленности могут быть трёх видов:

  • задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;
  • задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;
  • задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).

Как определяется оптимальный объём домашних заданий в начальных классах?

Объём домашней работы не должен превышать 30 % объёма работы, выполненной в классе. Рекомендуется при выборе домашнего задания ориентироваться на содержание учебников и учебных пособий, в которых упражнения и задания для выполнения дома обозначены условным знаком «домик» или выделены цветом. Информация о рекомендуемых домашних заданиях содержится в примерном календарно-тематическом планировании по учебным предметам в графе «Домашнее задание».

Если педагог принимает решение о замене домашнего задания, которое определено учебником / учебным пособием или примерным календарно-тематическим планированием, он ориентируется на следующий примерный объём домашних заданий для учащихся II–IV классов.

Математика

II класс – задача и 2–6 выражений в одно действие.

III класс – задача и 2–6 выражений в одно или несколько действий.

IV класс – задача и 4–6 выражений в одно или несколько действий.

Количество математических выражений зависит от уровня их сложности и количества входящих в их состав действий и операций.

Русский / белорусский язык

II класс – 15–20 слов.

III класс – 25–30 слов.

IV класс – 35–40 слов.

Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного задания.

Литературное чтение

II класс – 1–1,5 страницы.

III класс – 2–2,5 страницы.

IV класс – 3–3,5 страницы.

Количество страниц учебника / учебного пособия рассчитано для ежедневного чтения. Для пересказа выбирается текст или его фрагмент меньшего объёма.

Человек и мир

II класс – 1–1,5 страницы.

III класс – 2–2,5 страницы.

IV класс – 2,5–3 страницы.

Дома ученикам предлагается прочитать статью учебника и ответить на вопросы к ней. Не следует требовать от учащихся умения пересказывать статью учебника по изучаемой теме. Не обязательно предлагать всем учащимся читать весь материал, представленный в учебнике по теме.

Обращаем внимание, что объём домашних заданий по всем учебным предметам необходимо регламентировать и согласовывать с учётом общей нагрузки. Если учитель по одному учебному предмету предложил учащимся задание, которое может потребовать для его выполнения больше времени, чем обычно (например, выучить наизусть стихотворение), объём домашних заданий по другим учебным предметам следует уменьшить.

Может ли учитель увеличить объём домашних заданий для учащихся, которые пропустили учебные занятия по уважительной причине?

Нет, примерный объём домашних заданий определён для их ежедневного выполнения учащимися. Если учащийся по уважительной причине пропустил учебные занятия в школе, объём домашних заданий для него не увеличивается.

Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.

При необходимости ликвидировать пробелы в знаниях учащихся педагог проводит с ними поддерживающие занятия только тогда, как ученики окрепнут после болезни и войдут в обычный режим учебной нагрузки.

Нужно ли на уроке осуществлять подготовку младших школьников к выполнению домашних заданий?

Подготовка учащихся к выполнению домашней работы является обязательной. Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем. В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определённых видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками).

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Домашнее задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после выполнения упражнений, вырабатывающих этот навык.

Какие причины могут считаться уважительными для отсутствия на контрольной работе? Входят ли в эти причины семейные обстоятельства по заявлению родителей? Нужно ли выполнять контрольную работу в иной срок, если учащийся отсутствует на учебном занятии во время проведения контрольной работы?

Учащийся, отсутствовавший на уроке в день проведения тематического контроля (контрольной работы) в соответствии с утвержденным графиком по неуважительной или уважительной причине обязан написать данную контрольную работу в иной срок по иному тексту. Контрольную работу в иной срок целесообразно проводить на поддерживающих занятиях. Заявление родителей об отсутствии учащегося на учебных занятиях по семейным обстоятельствам может считаться уважительной причиной. 

Существуют ли особые требования к учителю, который работает в профильных классах?

Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. Все педагогические работники, которые работают в профильных классах, уже повысили свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?

В соответствии с пунктом 64 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов.

Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки.

Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья.

Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.

Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор.

Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.

В соответствии с пунктом 25 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования», учащиеся, имеющие положительные отметки по результатам аттестации по итогам учебного года, а также учащиеся, освобожденные от прохождения учебно-полевых сборов, переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования

Вопросы по оформлению школьной документации

Вопросы по оформлению школьной документации - Национальный институт образования (adu.by)