Научное общество

Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся гимназии № 3 в рамках НОУ

Современная действительность характеризуется тем, что практически все сферы человеческой деятельности переориентируются на использование высоких технологий и творческого потенциала человека, способного не только их применять, но и продуцировать.

Владение большим объемом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, умения делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, замечать тонкие различия, анализировать ситуации, оценивать как сам процесс, так и результат, предвидеть последствия, рассуждать, строить гипотезы, способность к преобразованиям, критичность в мышлении, гибкость в мышлении и действиях— такими способностями и умениями должен владеть, по мнению опрошенных нами руководителей ряда государственных предприятий и частных фирм, хороший специалист.

Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать развитие перечисленных способностей и умений, когда молодой человек становится студентом или приходит на производство. Начинать этот процесс следует гораздо раньше — в детском возрасте. Детям свойственна склонность к исследованию, ибо его движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Безусловно, здесь речь идет, прежде всего, о способных и одаренных детях.

Любому обществу нужны одаренные дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву дня того, чтобы эти способности были реализованы.

Основная задача, стоящая перед педагогами, — как можно более раннее выявление одаренности, ведь чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие.

Исследования, проводимые педагогами, собеседования с учащимися, их родителями, классными руководителями, учителями-предметниками позволяют определить уровень достижений и потенциальные возможности в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, научно-исследовательской, творческой (литературные способности), художественной, двигательной.

Анализ полученной информации показывает желание и готовность учащихся, родителей, педагогов заниматься исследовательской деятельностью.

На заседании методического совета был создан совет Научного общества учащихся (НОУ). В него вошли руководители секций, учащиеся — представители секций, руководитель методического совета школы, заместитель директора по учебной работе.

На первом заседании совета НОУ было разработано положение о научном обществе учащихся, определена его структура. Общим собранием — высшим органом НОУ — было утверждено положение о научном обществе, название, план работы, эмблема и девиз.

Права и обязанности членов НОУ определены уставом.

Существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ. Кроме того, запись в научное общество осуществляется на основе диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Вступивший в НОУ ученик работает в одной из секций, в которой проходят консультации по написанию научно-исследовательских работ, а также регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

Вместе с руководителем ученики выбирают тему исследования и определяют порядок работы над ней. Идею, задачи и основные направления работы чаще всего предлагает и определят учитель. Практическую часть берет на себя заинтересованный и способный ученик. Такое положение естественно, так как учитель обладает большими знаниями и опытом.

Своеобразным итогом исследовательской деятельности учащихся, работы школьного научного общества является научно-исследовательская конференция. Ее цели — формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы; смотр достижений учащихся, апробация результатов научно-практической деятельности; ознакомление учащихся с современными научными достижениями; пропаганда творческой научно-исследовательской работы учащихся и ее широкое распространение.

Представленные на конференции работы учащихся — это исследования в самых различных областях науки и знаний: в биологии, физике, истории, русской и белорусской литературах, иностранных языках, краеведении. Проблемы, поднимаемые ребятами, говорят об их живом интересе к истории своей страны, к современной науке, к тому, что происходит сегодня в мире, об их желании активно участвовать в решении проблем современности.

Неоднократно учащиеся гимназии становились победителями районной научно-практической конференции школьников.

Ребята, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, бывают настолько ею увлечены, что забывают о реальной жизни. Это приводит к конфликтам в семье. Собеседование с учащимися, членами научного общества, показало, что некоторые родители не разделяют интересов своих детей, не понимают их увлечения научно-исследовательской деятельностью, видя в этом только дополнительную нагрузку для ребенка. Ряд учащихся ответили, что родители вообще не знают о том, что в школе существует научное общество и чем там занимаются их дети. Здесь, безусловно, важна работа педагога, который проводит индивидуальные беседы, консультации, выступает на родительских собраниях.

Одаренные дети — не просто абстрактные носители талантов, именно поэтому необходимо за способностями видеть человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Ведь именно невнимание к личностному развитию легло в основу социального стереотипа, будто одаренный ребенок — это эдакий «книжный червь», которого совершенно не интересует окружающий его мир. Неформальное общение с этими детьми убеждает нас в обратном.

Работа над темой исследования осуществляется не один год, требует стучащихся определенных физических, моральных и материальных затрат. Кроме того, это дополнительная нагрузка для педагога, который является руководителем исследования. Подготовлен целый пакет рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, по написанию и оформлению научно-исследовательских работ.

Таким образом, системный характер работы с одаренными детьми позволяет развивать познавательный интерес детей, приобрести полезные навыки исследовательской деятельности, формирует положи тельные личностные качества.

Работа с одаренными детьми позволяет выявить талантливых способных детей, дает им возможность проявить себя, обогащает дополнительными знаниями, умениями, готовит к поступлению в высшие ученые заведения. Так ряд членов научного общества сегодня студенты различных вузов страны. Они выбрали те факультеты и специальности, которые позволят им продолжить работу, начатую в рамках школьного научного общества.

Цель и задачи деятельности научного общества учащихся

Цель деятельности научного общества учащихся:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.  

Задачи научного общества учащихся:

1. Активное включение учащихся гимназии в процесс самообразования и саморазвития.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

3. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

Основные направления работы

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организации индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

6. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций.

7. Совершенствование навыков использования информационных технологий.

Деятельность НОУ "РИТМ"

Научное общество учащихся – это активная форма организации познавательного процесса через научно – исследовательскую деятельность учащихся. Это добровольное объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки или учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательского труда под руководством педагогов гимназии, а в последствии и преподавателей высших учебных заведений.

Сегодня в состав НОУ входят одаренные, талантливые и пытливые ребята – учащиеся нашей гимназии. Руководят ими опытные и творчески работающие педагоги. Нашей гимназии есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных городских конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.

Несколько лет назад наше научное общество получила название «РИТМ», которое можно расшифровать как девиз: «Решай! Исследуй! Твори! Мысли!»

Кроме названия и девиза НОУ обрело и свою эмблему.